Команда "Монитор" - 1 место

Обновлено: 29 апр. 2020 г.

«Педагогика - моя жизнь»: учитель русского языка и литературы о деле жизни и современном образовании


Часто слышу такие слова: «Как же хорошо тем, у кого в семье есть доктор». И правда, замечательно, когда к близкому человеку можно обратиться за советом по здоровью и даже получить профессиональную помощь. Но нашей семье повезло не меньше, моя бабушка – Сафонова Таисия Васильевна – учитель русского языка и литературы со стажем работы 45 лет. Так же, как и опытный врач, бабушка знает ответы на самые каверзные вопросы, окажет первую помощь при отсутствии вдохновения и даст хороший читательский совет.


Путь к профессии


Бабушка рассказывает, что она хотела стать учителем с раннего детства: «Я очень любила и уважала своих педагогов, и мечтала о том, что когда-нибудь и я буду учить детей».

Девочка Тая Архипова росла в непростые послевоенные годы. Город Остров Псковской области, где прошло её детство, на протяжении всей войны был оккупирован немцами. При его освобождении шли жестокие бои, из-за которых город был полностью разрушен. Бабушка вспоминает: «Мы очень любили школу, и проводили в ней всё свободное время. Многие ребята, которые учились с нами, остались без родителей. И я помню, что мама, провожая меня в школу, давала завтрак не только мне, но и кому-нибудь из детей-сирот».

Закончив в 1959 году школу, бабушка поступила в педагогическое училище в городе Опочка и через два года стала учителем начальных классов.

Её жизнь во многом была определена местом службы мужа, Сафонова Виталия Тарасовича, офицера Советской армии. В 1961 бабушка отправилась в далёкий Азербайджан, куда дедушка был направлен по службе. «Моя мама плакала, очень не хотела меня отпускать! А я уезжала с радостью, потому что считала, что с любимым мужем хоть куда!», - продолжает она, улыбаясь.

Бабушка не раз рассказывала о своих первых уроках: «Я устроилась в русско-армянскую школу. Сначала было очень тяжело: учить русскому языку армянских детей всё равно что обучать иностранному».

Позднее, переехав в Пензу, бабушка поступила на филологический факультет, который закончила уже в Свердловске, где они с дедушкой и остались жить.


Моя первая учительница


Когда я была совсем маленькой, то всё лето проводила на даче с бабушкой. С ней я многому научилась, ведь она читала мне стихи известных поэтов, рассказывала сказки на ночь, которые придумывала на ходу, и я слушала их, замирая в предвкушении. На каждое моё «почему» и «как» бабушка находила ответ и хитро улыбалась. Она никогда меня не ругала, могла только погрозить пальцем или взглянуть с укором. И действительно, бабуля не умеет сердиться по-настоящему. В её сердце столько любви и ласки, что и раздражению появиться неоткуда!

Сейчас мне всё также интересно проводить время с бабушкой и гостить у неё в выходные, чтобы вновь и вновь слушать её истории из детства или случаи из школьной жизни, обсуждать с ней литературных героев любимых произведений, делится мыслями и, конечно, шутить.

Очень приятно видеть, что бабушка активна. Она общается с выпускниками в социальных сетях, обменивается фотографиями с друзьями, следит за новостями, читает научные статьи и может поддержать разговор на любую злободневную тему.


О современном образовании


Бабушка переживает за состояние современного образования: «Основную проблему я вижу в том, что программы составлены без всякой системы, поэтому учебники неинтересны для ребёнка, а рабочие тетради по предмету не дают возможности применить знания. Недостаточно времени уделяется каллиграфии, поэтому дети очень плохо пишут. Не хватает и уроков внеклассного чтения, где ребята могли бы знакомиться с произведениями современных авторов».

«Как думаешь, бабуля, отличаются ли дети прошлого и настоящего? Может, стало труднее их обучать?» - однажды поинтересовалась я.

«Я думаю, что нет, - ответила она, - современные дети по характеру и умению общаться с другими ребятами такие же, как и были 50 лет назад, а трудные дети были всегда».


Дело всей жизни